-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
- История образовательной организации
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Часто задаваемые вопросы
- Родителям
- Противодействие коррупции
Полезные ссылки
Школьный музей
Школьный музей «История моего поселка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Башмаково, Башмаковского района Пензенской области
Фактический адрес: 442060, Пензенская область, Башмаковский район, р. п. Башмаково, ул. Губкина, д. 44 а
Единый телефон: + 7(84143) 4-12-40
Электронная почта: bash_bashmakovo2@edu-penza.ru
Официальный сайт: http://bashkola2.edu-penza.ru
Школьный музей «История моего поселка» является структурным подразделением МБОУСОШ №2 р. п. Башмаково, действует на основании Закона РФ «Об образовании», а в части учета и хранения фондов Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях РФ». Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции школьного музея определяются задачами общеобразовательного учреждения. Музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа комнаты тесно связана с уроком и другими формами учебно-воспитательного процесса школы. Школьный музей работает на добровольной основе под руководством её создателя и руководителя при поддержке учителей и родительской общественности.
Школьный музей ставит своей целью создать оптимальные условия создания условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков и др.); приобщения к культуре своего народа; духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания
Задачами музея являются:
-воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе;
-формирование у обучающихся исследовательских навыков, научного мышления;
-умение создавать проекты, организовать объединения обучающихся на принципах самоуправления.
Школьный музей, изначально «Уголок А.М. Тюгаева» МБОУСОШ №2, как форма образовательной и воспитательной работы, создана в 1991-1992 учебном году по инициативе семьи старшего лейтенанта полиции, старшего эксперта-криминалиста Тюгаева Андрея Михайловича. Именно его семья стала основным советчиком по созданию музейной комнаты на базе школы. Торжественное открытие Музейной комнаты состоялось в 2000 году. По инициативе и при поддержке администрации школы начался сбор информации, материалов для создания экспозиций: «Герои Советского Союза», «Эхо войны», «Тюгаев А.М.», «Бессмертный полк», «Родная старина». В этом же году организован поисковый клуб из состава совета старшеклассников «Патриот». Участники клуба «Патриот» постоянно пополняют фонды музейной комнаты новыми сведениями, фотографиями, экспонатами.
Основная цель работы школьного музея – сохранить, а главное приумножить содержимое. Поэтому самым сложным, кропотливым и трудоёмким блоком в работе является поисковая деятельность.
Следующий шаг развития музея стало создание экспозиции, посвященная юбилейной дате школы №2, юбилей - 25 лет. В ней были представлены следующие разделы: «История школы первых лиц - директоров», «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей», «Педагогический коллектив школы», «Школа сегодня».
Направления деятельности
Организация музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской туристической и экскурсионной работы обучающихся, педагогов, родителей и общественности. Деятельность школьного музея регламентируется Положением, утвержденным директором школы.
В музее насчитывается, более 100 экспонатов. Наиболее ценные из них:
1 Солдатская каска, найденная во время раскопок в г. Ржев, обучающимся нашей школы Зубаревым Романов в 2008 году.
2 Трофейный фонарь, переданный в дар от педагога нашей школы Филимонова Александра Ивановича (его отец Филимонов Иван Александрович, участник ВОВ привез с собой с войны).
3 Хвосты мин, ключ от танка, немецкие гильзы, болванки от ракетниц – все это, найдено во время раскопок в г. Ржев, обучающимся нашей школы Зубаревым Романов в 2008 году.
В нашей школе не первый год ведет свою работу военно-патриотический клуб «Патриот», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Наставниками и основателями клуба являются педагоги МБОУСОШ №2 Гервятовский Владимир Анатольевич, Филимонов Александр Иванович, Ульянов Павел Иванович. В настоящее время активную деятельность в работе клуба занимает Васин Виктор Александрович. Участниками военно-патриотического клуба «Патриот» являются обучающиеся начальных, средних и старших классов. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Также участники нашей школы являются участниками Юнармейского движения школьников.
Цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи:
1. Воспитание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, защита Отечества.
2. Допризывная подготовка молодежи к дальнейшему прохождению воинской службы в рядах Российской армии.
3. Повышение престижа военной службы.
Направления работы:
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культура и образованности. Осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое – формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству. Стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Психологическое социально-общественное – формирование у подрастающего поколения высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Формирование гражданско-патриотического сознания молодежи.
2. Желание служить в Вооруженных Силах Российской Федерации.
3. Проявление гражданских чувств.
4. Уважительное отношение к старшему поколению, историческому прошлому Родины, обычаям и традициям.
5. Гордость за своё отечество, за символы государства, за свой народ.
6. Стремление посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.
На базе школы ведет активную работу волонтерский отряд «Забота».
Отряд «Забота» постоянно участвует в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, выявляют людей, нуждающихся в поддержке, осуществляет шефство над ветеранами войны, труда, пожилыми людьми, нуждающимися в поддержке и внимании. Несомненно, на сегодняшний день деятельность волонтёров необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети. У каждого класса есть свои подшефные ветераны. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим ребята оказывают им моральную поддержку: поздравляют их по случаям праздников. Волонтёры нашей школы участвуют в школьных и районных акциях по благоустройству школьной и прилегающих территорий, памятников.
Целью экскурсионной деятельности в школе является: сохранение и экспонирование свидетельств истории войны, памяти погибшим героям, их подвигам, истории поселка, донесение до будущих поколений имен и биографий людей, посвятивших себя защите родины, проявив лучшие человеческие качества и принесшие славу Отечеству. Для достижения этой цели ставятся задачи: Посредством экскурсионной деятельности сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине. Развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторических событий войны. Воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека. Помочь учащимся в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями. Совершенствование коммуникативности, культуры учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов. Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в досуговую деятельность.
Мы с обучающимися готовим экскурсионные лекции и проводим открытые мероприятия не только среди наших школьников. Мы выезжаем с выставками в школы района, в районный краеведческий музей. Только 2019-2020 учебном году мы провели три выездные выставки, которые посетили более 300 человек.
Организована работа школьного музея и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы чувствуем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение. На их базе нами создаются сценарии экскурсий в виде театрализованных представлений на базе музейных экспонатов.
Два-три раза в год мы собираем пожилых людей к нам на «посиделки». При этом готовится программа. Тематика её каждый раз другая. Вот лишь некоторые из них:
- «Труженики тыла» (жители поселка участвующие в Великой Отечественной войне);
- «Солдаты» (встреча обучающихся со старожилами поселка);
- «Церковь Михаила Архангела: какой она была?» (встреча обучающихся с настоятелем храма Михаила Архангела отцом Сергием);
Данные мероприятия прошли не только в нашем поселке. Со многими своими лекциями (и экспонатами) обучающиеся – экскурсоводы выезжали в соседние сёла.
Работа школьного музея оценивается не только посетителями, но и профессионалами, работниками районного краеведческого музея.
Организовывая воспитательную работу, уделяю большое внимание занятости учащихся в каникулярное время. Для этого используем возможность трудоустройства ребят в период каникул. Мною составлены и реализуются социальные проекты, в работе над которыми дети выполняют и теоретическую часть (творческая работа в виде исследовательской работы), и практическую – реальная помощь ветеранам труда, пожилым людям, нуждающимся в их поддержке.
Организуем обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции музея, готовим экскурсоводов и лекторов, которые самостоятельно проводят экскурсии и лекции. Группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия на базе музейной комнаты, классные часы, встречи с ветеранами и интересными людьми, торжественные мероприятия.
Далеко не все учащиеся, которые занимаются в музее, станут историками, но повседневная работа, во время которой мальчишки и девчонки постигают на собственном опыте значимость истории малой Родины, сохранится надолго. Ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества, коллективного труда.
Вместе с обучающимися отправляемся в походы.
Целью данных походов является наведение порядка, посещение памятников воинам-сельчанам участникам войны.
Ежегодно делаем выставки, инсталляции, посвященные 9 мая. В этом году, в преддверии 75 годовщины Победы в ОВО, в нашей школе, а затем и в ДК, мы организовали инсталляцию Блокадный Ленинград, а также провели акцию «Блокадный хлеб».
Обучающиеся школы и педагоги несут шефство над местными объектами военно-культурного и исторического наследия, таким как могила старшего лейтенанта полиции, старшего эксперта-криминалиста А.М. Тюгаева, памятник Победы, парк Победы, Аллея Героев, мемориал воинам участникам ВОВ (филиал нашей школы в с. Кандиевка), памятник Крандиевского восстания.
Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях, в результате которых получают заслуженные награды. Принимая участие в многодневных походах «Короткие маршруты» получили 3 место. В 2017-2018 учебном году туристическая секция награждена дипломом за большое количество походов. В спортивном ориентировании «Лабиринт» заняли пять 2 и 3 мест. Секция клуба «Патриот» является организатором кубка Юнармии Башмаковского района. Ежегодно являемся участниками районного парада, посвященного празднованию 9 мая, ежегодно несем вахту памяти в Аллее Героев и Парке Победы. Ежегодно принимаем участие и побеждаем в спортивных играх допризывной молодежи, а также в игре Орленок.